Этот Праздник Песах не для отчаяния
Ограничения, которые мы вынуждены терпеть, не являются основанием для отказа от надежды. Вместо этого мы должны вспомнить историю и считать наши многочисленные благословения.
ДЖОНАТАН С. ТОБИН
(3 апреля 2020 / JNS)
Для большинства из нас - это самая грустная Пасха, которую мы можем вспомнить.
Пандемия коронавируса не похожа ни на одну из предыдущих эпидемий, которые мы пережили. Ничто, даже 9/11, не привели наш мир к длительной коллективной остановке.
Израильтяне перенесли множество травм от «закрытых помещений», где они пережидали ракетные удары в 1991 году из Ирака; ужасные годы Второй интифады с ее кровавыми терактами-самоубийствами ;войну в Газе 2014 года.
Но ничто не подготовило нас к эпидемии COVID-19, нанесшей такой урон пожилым людям. Список тех, кто пострадал от нее, растет. Среди жертв непропорционально большое количество людей, переживших Холокост или долгое время служивших своим общинам раввинами и учеными.
Более того, изоляция, в которой сейчас живет большинство из нас, сделала многих склонными к депрессии. Многие люди потеряли средства к существованию, а у кого-то есть опасения, что последствия этого кризиса приведут их к гораздо меньшему благосостоянию, поскольку предприятия сокращаются или вообще закрываются.
Вместо того, чтобы подготовка к Пасхе стала радостным временем или просто возможностью поделиться праздничной трапезой с семьей и друзьями, многие евреи сидят дома одни, обеспокоенные и подавленные.
В то время как мы будем читать Агаду об освобождении, большинство из нас чувствуют себя заключенными и думают, что только чудеса помогут нам выжить. Вместо того, чтобы говорить о бедствиях, которые постигли нас в Египте, мы обсуждаем современную чуму, которая, даже если мы моем руки и практикуем социальное дистанцирование, не дает уверенности, что в конечном итоге мы избежим заражения.
Но несмотря на все, что омрачает праздник в этом году, сейчас не время для отчаяния.
Это не легко принять людям, которые жили только во времена безопасности и относительного процветания, как, например, американцы. Мы привыкли думать о пандемиях как о событиях в антиутопических романах и фильмах.
На протяжении тысячелетней истории евреи праздновали Пасху в гораздо худших условиях, чем наша нынешняя ситуация.
В Агаде говорится об учениках раввинов Элиэзера, Иисуса Навина, Элазара, Акивы и Тарфона, которые провели ночь Песаха в Бней-Браке и говорили об Исходе, пока их ученики не пришли, чтобы предупредить их, что наступило утро. Не нужно быть знатоком истории периода, в котором жили эти люди (второй век н.э.), чтобы знать, что изучение иудаизма и Торы были запрещены под страхом смерти.
На протяжении последнего тысячелетия Пасха была поводом для распространения кровавой клеветы на евреев, поскольку антисемиты распространяли ложь о том, что маца была испечена на крови христианских детей. Даже в современную эпоху евреи переживали страшные времена, когда приходилось бояться возможности пасхальных погромов.
Во время Холокоста евреи находились в буквальном смысле под тенью смерти по всей оккупированной Европе. В Варшавском гетто те, кто принимал участие в героическом восстании 1943 года, праздновали свободу, даже когда еврейские рабы нацистов были отравлены газом и убиты.
Даже малейшее знакомство с еврейской историей должно напоминать нам, что мы живем в уникально чудесное время, когда освобождение - не мечта или метафора, а реальность. Когда мы заканчиваем наши седеры тем, что поем «В следующем году в Иерусалиме», это не фантазия, а то, чего может достичь любой, купив билет на самолет (если предположить, что мир вернется к нормальной жизни в 2021 году).
Еврейский народ обрел свободу в Исходе, но его нынешняя ситуация с суверенитетом и беспрецедентной мощью на своей исторической родине - это сценарий, который большинство евреев считали бы научной фантастикой всего пару поколений назад.
Отмечать Пасху - это не значит преуменьшать серьезность пандемии или горе, которое испытывают те, кто потерял близких во время, когда даже обычные похороны и шива невозможны. Но это должно напоминать нам, что мы живем в благословенный исторический момент для евреев, в котором мы не беззащитны перед теми, кто «восстает против нас», или у нас нет ресурсов, чтобы помочь тем из нас, кто нуждается в результате катастрофы общественного здравоохранения.
Эта Пасха является наиболее подходящим моментом для подсчета наших благословений, даже если мы это делаем в изоляции. Как и гораздо большие проблемы в прошлом, это тоже пройдет. Даже в самом тяжелом положении евреи никогда не отчаивались, а верили и надеялись на лучшее будущее. И сейчас мы тоже должны этому следовать.
A>The Algemeiner