Подтверждается известное
Китайское непредупреждение
Теперь мы знаем точно: красный Китай не создал этот вирус своими руками. Но он сделал все, для того чтобы убийственная инфекция превратилась в чуму XXI века. Вернее сказать, политическая система коммунистического Китая, об опасности которой тысячи раз предупреждали мир эксперты, отреагировала на биологическую атаку именно так, как все ее родные братья: уничтожала людей-сигнальщиков и критические признаки угрозы. Если не уходить в туман оправдательных рассуждений, то можно сказать: красный Китай развязал билогическую войну против Запада. Тот факт, что он сам стал ее первой жертвой, ничего не меняет. Идеология китайской Компартии держалась и держится на управляемой жертвенности широких народных масс.
Все началось еще в ноябре
"Уже в середине ноября 2019 года в Ухане первый человек заразился коронавирусом. Однако китайские власти долгое время скрывали распространение болезни - и таким образом дали ей возможность распространиться по всему миру", - пишет швейцарская Tages Anzeiger. "Вначале на болезнь, вероятно, никто не обратил внимание, - повествует журналистка Леа Дойбер. - Кашель, высокая температура, головные боли. Зима, многие люди болеют. Однако как минимум в декабре врачи китайского города Ухань заметили учащение случаев непонятной им легочной инфекции".
После смертоносной эпидемии SARS в 2002 и 2003 годах Китай разработал для подобных случаев систему раннего предупреждения. Чтобы избежать политически мотивированного сокрытия информации, система направляет ее напрямую в национальный эпидемиологический центр в Пекине, где в случае необходимости на нее должен быстро отреагировать обученный персонал. Больницы в течение одного дня должны проинформировать центр о том, что они обнаружили более двух пациентов с неизвестным заболеванием легких. Однако врачи Уханя обратились не в национальные органы, а сообщили о случаях заболевания местным властям.
"Если бы меры по сдерживанию распространения болезни были приняты лишь на неделю раньше их фактического вступления в силу, это могло бы предотвратить 2/3 всех случаев заражения", - сосчитали ученые из Саутгемптонского университета. Ранняя изоляция предотвратила бы больше заражений, чем введенные затем ограничения поездок и передвижения, уверены сегодня исследователи. Возможно, до 95% только в одном Китае.
Нулевой пациент и храбрый доктор
Шесть недель прошло до того момента, когда люди в Ухане впервые услышали о болезни, которая уже давно тихо распространялась по городу. Газете South China Morning Post в Гонконге удалось ознакомиться с правительственными документами. В них руководство Китая упоминает первого зараженного 17 ноября. Нулевым пациентом был 55-летний мужчина из провинции Хубэй, в которую входит город Ухань. 8 декабря, спустя 22 дня после обнаружения нулевого пациента, новым коронавирусом в городе были заражены не менее 27 человек, при этом люди по-прежнему не подозревали о грозящей катастрофе.
Новая чума словно искала и нашла идеальное место для первого удара. Благодаря своему центральному положению, Ухань является одним из важнейших пунктов в сети китайских высокоскоростных поездов. Кроме того, из города, который называют китайским Чикаго, каждый день во все страны мира вылетало 30 тысяч человек. Оттуда осуществляются и прямые рейсы в Европу. Более двух месяцев люди путешествовали без ограничений, прежде чем 23 января было приостановлено железнодорожное и авиасообщение. Незадолго до этого Ухань покинули 5 миллионов человек: уехали в провинцию праздновать Новый год.
Лаборатория в Гуанчжоу уже 27 декабря выделила из легочной жидкости пациента большую часть вируса, как сообщал в феврале журнал Caixin. Сотрудники лаборатории быстро заметили схожесть вируса с SARS, поэтому они направили результаты исследования не только в больницу и властям Уханя, но и в исследовательский институт в Пекине. Одновременно они также напрямую звонили врачам. Анализы, очевидно, их напугали. Позднее ведущие сотрудники лаборатории также сами ездили в Ухань. О секретных исследованиях, проведенных в конце декабря, известно мало, однако в феврале один из сотрудников рассказал о результатах в блоге. "Спустя 5 дней сотруднику лаборатории поступил звонок от комиссии по здравоохранению провинции Хубэй. Было сказано, что тесты должны быть немедленно прекращены. Анализы должны быть уничтожены. 3 января в ситуацию вмешалась Национальная комиссия по здравоохранению. Главное ведомство Китая по вопросам здоровья повторило это требование", - пишет журнал.
Ситуация в больницах Уханя обострялась. На это обратила внимание и доктор Ай Фен, руководительница отделения неотложной помощи. В марте она дала интервью китайскому журналу Renwu. Интервью в течение нескольких минут было удалено цензурными ведомствами.
Чтобы спасти его и обмануть цензоров, интернет-пользователи делились текстом и переписывали его. Они перевели его на несколько языков, в том числе на эльфийский, язык книги "Властелин колец", и клингонский язык из сериала "Звездный путь". Пользователи также загрузили версии текста, переданные шрифтом для слепых, языком жестов (в виде картинок) и иероглифами". В этом запрещенном интервью храбрый врач рассказала, что 18 декабря 2019 года в приемное отделение Центральной больницы Уханя, которым она заведовала, поступил 65-летний мужчина с необычной респираторной инфекцией. Он болел уже несколько дней и успел сходить в поликлинику, где ему прописали антибиотики. Но лекарства не помогали: температура оставалась высокой, и ее никак не получалось сбить. Ему сделали бронхоскопию, компьютерную томографию, а пробу жидкости из легких отправили на анализ. Ай Фэнь считает, что это был первый пациент с новой коронавирусной инфекцией, которого она осмотрела. До болезни мужчина работал на уханьском рынке морепродуктов Хуанань, где торговали экзотическими животными, в том числе летучими мышами — носителями коронавируса, который после мутации стал возбудителем COVID-19.
Получив 30 декабря результаты анализов из лаборатории, в которых был поставлен диагноз "SARS-коронавирус", она сообщила о них другим медикам. В тот же день информацию получил офтальмолог Ли Вэньлян и поделился ею в группе бывших сокурсников.Сначала Ли Вэньляна вызвали к руководству больницы, затем в полицию. Там его заставили подписать заявление, в котором говорится, что он распространял ошибочные заявления и серьезно нарушил общественный порядок, - рассказывают его коллеги.
Пекин просыпается и начинает аресты
В то время как врачи пытались понять ситуацию в городе и предупредить своих коллег, слухи из Уханя дошли и до главных эпидемиологов Китая. Гао Фу, глава национального эпидемиологического центра, был проинформирован не с помощью системы раннего предупреждения. Он случайно прочел информацию в чате - так же, как незадолго до этого Ли Вэньлян. Он сразу направил в Ухань группу экспертов. Визит из столицы повысил давление на местные органы здравоохранения в Ухане. 31 декабря они проинформировали о ситуации Всемирную организацию здравоохранения, сообщив о тех самых 27 заболевших.
В то же время всоциальных сетях цензоры стали удалять сообщения о вспышке заболевания. По информации Citizen Lab, организации при Университете Торонто, стриминговая платформа YY с 31 декабря подвергала цензуре сообщения, в которых упоминались определенные слова, например, "неизвестная болезнь легких", "симптомы, схожие с SARS" и "управление здравоохранения Уханя". 1 января власти закрыли рынок морепродуктов Хуанань. Животных, которые там продавались, власти уничтожили. Без них стали практически невозможными дальнейшие исследования о возможном носителе вируса, - отмечают эксперты-вирусологи.
Пекин продолжал реагировать на опасность в своем тоталитарном ключе. Были арестованы 8 человек, которые якобы распространяли слухи о схожей с SARS болезни легких. Среди них был и тот самый врач Ли Вэньлян
Доктор Ай Фен распорядилась, чтобы ее сотрудники носили защитные маски. Дисциплинарная комиссия больницы ее предупредила: она ни с кем не должна была разговаривать о результатах анализов. В ответ на слова о том, что вирус может быть заразным, партийные чиновники обвинили врача, что она распространяет слухи и тем самым угрожает стабильности в Ухане. Позднее Ай Фен сказала в одном интервью: "Я глубоко сожалею, что я не предупредила большее число людей. Если бы я знала то, что знаю сейчас, я бы разговаривала об этом с каждым при любой возможности".
В начале января руководство Китая постепенно стало испытывать международное давление. Однако еще 3 января ВОЗ сообщала только о 44 зараженных. На самом деле к концу декабря их уже было как минимум 266 человек, как показывают правительственные документы. Все они в ноябре и декабре находились под наблюдением медиков, и власти Пекина отлично были об этом осведомлены. Но продолжали лгать всему миру. 9 января, спустя 54 дня после обнаружения нулевого пациента, от Covid-19 официально скончался первый человек. Китай не сообщал о его смерти 2 дня. 20 января было обнародовано сообщение о двух случаях, свидетельствовавших о передаче вируса от человека к человеку. Также говорилось о заражении 14 сотрудников больниц. "Позднее из документа, полученного в результате утечки информации, стало ясно, что количество зараженных среди врачей и среднего медперсонала уже составляло около 500 человек", - говорится в статье Tages Anzeiger.
Ложь Пекина
23 января китайское правительство сообщило о закрытии Уханя, при этом ВОЗ в очередной раз приняла решение не вводить международный режим чрезвычайной ситуации. "Глава государства Си Цзиньпин продолжал держаться в стороне. В соцсетях цензуре подвергались вопросы наподобие: "Где этот человек?", а также сообщения с именем президента. 30 января официально было зарегистрировано 170 погибших и 7711 зараженных. Спустя 75 дней после обнаружения нулевого пациента ВОЗ объявила о международном режиме ЧС.
"В ночь на 7 февраля от Covid-19 скончался врач Ли Вэньлян. В интернете миллионы людей высказали свой гнев и скорбь по поводу его смерти. Многие из этих сообщений были сразу же удалены цензурой", - пишет Tages Anzeiger. Эпидемия отступила. Но Пекин не отошел от своих привычек. Он продолжает лгать всему миру, в сотни или тысячи раз уменьшая масштабы катастрофы и число ее жертв. Но косвенные улики выдают эту ложь с головой. Так, к примеру, стало известно, что за время эпидемии исчезли около 15 миллионов абонентов связи. China Mobile, крупнейший оператор телефонной связи в Китае и в мире, сообщил, что потерял с начала года 8 миллионов абонентов. China Telecom, второй по величине оператор телефонной связи в стране, потерял более 5 миллионов, а China Unicom - почти 2 миллиона. Стационарная связь тоже зафиксировпала потери: с декабря перестали пользоваться домашними телефонами 840 000 абонентов. Куда делись эти люди? Почему больше не берут трубку? Умерли от коронавируса? Лежат в больницах? Сбежали в глушь и ушли из эфира?
В ответ на эти вопросы мы слышим лишь далекий сухой кашель.
A>Борис Фельдман, Берлин