Опыт анализа
Коронавирус. Факты. Уроки. Вопросы
Окончание. Начало в предыдущем номере
Два сценария: ложь партийной диктатуры - паника демократии
В конце декабря 2019 г китайский врач-офтальмолог Ли Вэнлян из Центрального госпиталя Ухани сообщил в Интернете о случаях болезни, сходной по своему проявлению с предыдущей коронавирусной вспышкой в Китае острого респираторного синдрома SARS. 3-го января 2020 г. Ли Вэнлян был вызван в полицию и предупрежден о распространении в Интернете фальшивых сведений. Отважный доктор продолжал работать, но заразился в госпитале коронавирусом и умер 7 февраля 2020 г.в возрасте 33-х лет. Впоследствии власти Китая признали его правоту и выразили сожаление его семье. В июле 2017 г. Генеральным директором ВОЗ был избран Тедрос Гебрейесус, бывший министр здравоохранения Эфиопии.
Сенат США почтил память доктора-героя Ли и принял резолюцию, призывая власти Китая к открытости и кооперации в борьбе с эпидемией. Недавно был опубликован краткий обзор, свидетельствующий о дезинформации властей КНР и неадекватности директора ВОЗ. 11-го января комиссия здравоохранения Уханя заявила что «на сегодняшний день ни одного случая заражения медицинского персонала обнаружено не было, и нет никаких доказательств того, что вирус передается от человека к человеку». Этот тезис 14 января был повторен и усилен авторитетом ВОЗ: «Предварительное расследование, проведенное властями Китая, не обнаружило никаких свидетельств передачи нового коронавируса, выявленного в Ухани, от человека к человеку». 19-го января ВОЗ подтвердил свое заявление об отсутствии «достаточных данных» о том, как передается вирус, его клинических особенностях и степени распространения. 22-го января директор ВОЗ очень позитивно оценил свои контакты с властями Китая и их действия по предотвращению эпидемии.
21 января CDC (Center Disease Control) сообщил о первом случае заражения у человека, вернувшегося из Китая. Президент Трамп 22 января в интервью в Давосе упомянул об этом одном случае и, видимо, был тогда вправе высказать оптимизм, что все под контролем. Но эпидемия стала стремительно развиваться. 23-го января, когда в Китае умерло 17 человек и были выявлены случаи заражения в других странах, власти Китая обьявили карантин в Ухане, городе с населением 11 млн. человек. Уже 29-го января администрация президента Трампа заявила о создании штаба по борьбе с эпидемией. 31-го января была объявлена чрезвычайная ситуация в стране в области здравоохранения и введены ограничения на все полеты в Китай. 30-го января дирекция ВОЗ также высказала международную озабоченность эпидемией, но лишь 11-го марта 2020 г. официально декларировала пандемию.
После встречи с лидерами Китая Тедрос Гебрейесус заявил в феврале 2020 , что в рамках всего мира (глобально) не следует вводить меры, которые «без необходимости ограничивают международные путешествия и торговлю». Конечно, такие ограничения были в то время нежелательны для лидеров Китая, которые до конца января пытались скрыть сам факт начавшейся в ноябре 2019 эпидемии, а потом уменьшить ее эффект ( по некоторым оценкам в 20 раз). Нам это хорошо известно: в СССР во всех научных институтах был 1-й отдел. В Китае это практикуется до сих пор. 13-го апреля корреспонденты сайта CNN из Гонконга сообщили, что Китай ввел строгую цензуру на все научные статьи о коронавирусе. Китай создал впечатление, что он жёстко, по-партийному, по-военному, справился с бедой.
По сравнению с Китаем весь остальной мир повёл себя панически. На страницах газет и экранах TV забушевал и бушует до сих пор Апокалипсис. Систематические сравнения с гриппом и другими эпидемиями почти не публикуются. На самом деле, мы не знаем, что произошло и происходит в Китае: начало, статистику, меры, происхождение вируса. Мы ещё узнаем, что рекламируемые успехи скрывали реальность и, конечно же, панику начальства.
Вообще, переплетение паники и лжи - это мировое явление. Но в Китае - это монополия власти, на Западе – монополия СМИ.
Уроки
1. Это повторится... СOVID-19 - тренировка человечества. В природе геномы каждого вида регулярно подвергаются атаке самых разных вирусов. Для защиты от них и патогенных микроорганизмов (бактерий) организмы имеют эшелонированную иммунную систему. Но время от времени вирусам и бактериям удается прорваться через иммунную защиту или обмануть ее. В итоге возникают инфекции и пандемии. Эпидемии будут и в XXI-м веке, и в XXII-ом
2. Научиться жить с риском... Цивилизация - это, конечно же, комфорт. Но сохранить комфорт всегда рискованно. Более того, конечность жизни - это плата за её сложность. Бессмертны только атомы, и то нет, если учесть радиоактивный распад. Надо научиться жить с риском. Точнее, вспомнить об этом. Цивилизованный мир потерял этот навык, прожив 70 лет благополучного мира после 2-ой Мировой войны. Исчезновение Советского Союза - это не такая уж геокатастрофа, все континенты остались на своих местах. Строго говоря, мы уже давно живём с риском и не собираемся отказываться от достижений прогресса. Ни один американский автомобилист не согласится с предельной скоростью 25 миль в час. Она, кстати сказать, рискованна: другие будут ехать намного быстрее. Американский анекдот начала авиационной эры: «Почему вы не летаете? На земле гораздо больше опасностей. Мой знакомый недавно ехал на автомобиле, и ему на голову упал самолёт».
Заметим, что смертность в год от автокатастроф в США составляет около 36 000 человек, или 3 200 человек в месяц. Но никакие известия о чудовищных авто- и авиакатастрофах не заставят нас перестать ездить и летать. Нам просто надо расширить зоны риска. Общество должно продолжать жить и работать, понимая эти риски и минимизируя их - насколько возможно. Во многих ситуациях здравый смысл лучше ложной компетентности. В отношении эпидемии СОVID и ей подобных рекомендуют пока простой рецепт: чаще мыть руки и не хвататься за лицо, своё и чужое. «Пир во время Чумы»? Почему бы и нет. Но - без распространения Чумы!
3. Опасная позиция - «Трамп хуже коронавируса». Голда Меир, в своих воспоминаниях заявила, что мир на Ближнем Востоке станет возможным, когда арабы будут больше любить своих детей, нежели ненавидеть Израиль. Андрэ Моруа, близкий к лидерам Франции, накануне ее поражения в 1940 г., вспоминал о частых и резких столкновениях между П. Рейно, премьер-министром и Э. Даладье, министром иностранных дел. Недоумевая, он услышал от Рейно, что Даладье, конечно, желает победы Франции, «но еще сильнее он желает моего поражения».
Три последних года, начиная с победы Трампа на выборах, ни на день не стихает идеологическое и иррациональное давление на президента, противодействие ему со стороны лидеров демпартии и ориентированной на них СМИ. Оно далеко выходит за сложившиеся рамки нормальных политических дискуссий. Эта ситуация губительна для страны. Президент Трамп ввел в свою команду по противодействию эпидемии Антония Фаучи, который десятилетия возглавляет Национальный институт аллергии и инфекционных болезней. Его высказывания и действия отличает открытость и честность, даже если он не согласен с президентом. Фаучи так высказал свое кредо: «Не надо разрушать доверие к вам. И следует отказаться от желания идти войной на президента... Надо стремиться находить тонкий баланс, будучи уверенным, что вы продолжаете говорить правду». С этим подходом можно полностью согласиться.
Президент уже с 31 января ограничил все полеты в Китай. Но против этой меры выступили многие члены Конгресса - демократы. Они ссылались на заявление директора ВОЗ и на то, что данное ограничение ведет, якобы, к этнической дискриминации, ксенофобии. В феврале спикер палаты представителей Нэнси Пелоси демонстративно посетила Chinatown в Сан-Франциско в знак несогласия с президентом. И вот результат. По оценке исследования, которое процитировала влиятельная “Нью-Йорк Таймс (4-го апреля), накануне Нового 2020 года и в январе 2020 года прямыми рейсами из Китая в США прибыло 430 000 человек. Причем многие тысячи приезжали рейсами прямо из Ухани, очага пандемии. Хотя у пассажиров из Ухани, а потом и у всех пассажиров из Китая, стали проверять, нет ли у них повышенной температуры или явных признаков заболевания, в то время было еще неизвестно, что не менее 25% вирусоносителей бессимптомны...
Пресс-секретарь Белого дома имел все основания заявить в начале апреля, что введенное президентом ограничение всех полетов в Китай, - вопреки позиции ВОЗ и критике Демпартии, - демонстрирует «твердые решительные действия, которые, по мнению профессионалов-медиков, спасли множество жизней». Прекрасно, что удалось достичь компромисса и согласовать в обеих палатах Конгресса единогласно принятый кризисный план экономических мер. Они приняты для выживания людей, оставшихся без работы, и для спасения экономики, парализованной карантином. Регулярные брифинги президента и его команды информируют народ о текущих мерах, и о том, что у страны есть оптимистичный лидер, который среди хаоса и паники берет на себя ответственность за принятые решения. И может менять их, если ситуация изменилась (подобно опытному шахматному гроссмейстеру).
Президент заявил: «Лекарство не должно быть хуже болезни». Вполне разумный подход. Конечно, возникший кризис выявил удивительные «дисбалансы» Америки. С одной стороны, уже обьявлены сроки полета на Марс, а с другой - вопиющая нехватка масок, вентиляторов, аппаратов искусственной вентиляции легких. Таковы, видимо, самые очевидные издержки политики глобальной экономики. На это постоянно указывал президент Трамп в своей предвыборной программе. И он последовательно проводит экономическую политику приоритета своей страны и ослабления зависимости от иллюзий и практики глобализма.
Вопросы
Их много, вопросов без ответа. Мы многого не знаем. Мы не знаем, а может, никогда и не узнаем, как это началось. С летучей мыши? С утечки в спецлаборатории? Гибридно? Мы не знаем, почему дети и молодые люди обладают повышенным иммунитетом к коронавирусу. Мы не знаем, почему смертность в Португалии на порядок ниже, чем в соседней Испании.
Трудно понять, почему Генеральный директор ВОЗ медлил с объявленим угрозы эпидемии и пандемии.
Мы хотели бы понять, как и почему возникла мировая паника и почему отдельные страны не теряли спокойствия. Мы не знаем, чем кончится небывалый социальный эксперимент по самоизоляции - «домашний арест» сотен миллионов. И - главное - не знаем, когда развеется «сумрак неминучий» и наступит ясность.
Закончим притчей, о ней напомнил в своем недавнем интервью директор Медицинского центра МГУ, врач-вирусолог Симон Мацкеплишвили. Во время страшной эпидемии праведник встретил Чуму и спросил: «Сколько жизней она унесет?» Чума ответила: «Пять тысяч». Прошло время, болезнь закончилась, и оказалось, что умерло 15 тысяч человек. И вот праведник опять встречает Чуму и спрашивает: «Как же так? Ты говорила про пять тысяч». Чума подумала и ответила: «Да, я забрала только пять тысяч. Остальные умерли от страха».
Все будет хорошо!
***
«16 апреля 1928 года, вечером, профессор зоологии IV государственного университета и директор зооинститута в Москве Персиков вошел в свой кабинет, помещающийся в зооинституте, что на улице Герцена. Профессор зажег верхний матовый шар и огляделся. Начало ужасающей катастрофы нужно считать заложенным именно в этот злосчастный вечер, равно как первопричиною этой катастрофы следует считать именно профессора Владимира Ипатьевича Персикова». Так начинается феерическая сатира Булгакова «Роковые яйца». Ученый изобрел лучи, которые помимо его желания вырвались из-под контроля. Вместо куриных яиц невежды облучили «роковые» яйца анаконды. По удивительной случайности, именно 16 апреля, мы - в основном - кончили писать заметки о пандемии рокового коронавируса COVID-19.
A>М. Голубовский, Г. Яблонский