Philadelphia New Jersey Baltimore Washington, DC
Vital Connections.Inc
215-354-0844
Vc.inc@aol.com
1051 County Line Rd., Unit 112, Huntingdon Valley, PA 19006

Война секретных служб

Шпиона подвела жадность

В тюрьме строгого режима Алленвуд в Пенсильвании среди 1044 заключенных этой тюрьмы есть один, 23 года назад ставший причиной громкого шпионского скандала между Россией и Соединенными Штатами. Он сидит в этой тюрьме пожизненно, без права на помилование, сейчас ему 76 лет, из которых 23 он провел в заключении. Его зовут Олдрич Хэйзен Эймс.

21 февраля 1994 года ФБР США арестовало высокопоставленного сотрудника ЦРУ Олдрича Эймса и его жену в их доме в Арлингтоне. Эймса, который в разные годы занимал важные посты в Центральном разведывательном управлении США, в частности – пост начальника советского отдела управления внешней контрразведки ЦРУ, выдал дом, в котором его арестовали. Oн был куплен госслужащим с доходом в 60 тысяч долларов в год за более чем полмиллиона долларов и оплачен наличными. Однако поводом для начала расследования ФБР в отношении Эймса, а точнее, для поиска «крота» в разведке США, приведшего к Эймсу, стали огромные потери, которые ЦРУ понесло на советском направлении в 1985-1987 годах: Олдрич Эймс выдал КГБ за почти 10 лет своей работы на эту организацию, по разным оценкам, от 13 до 25 агентов американской разведки в СССР и соцстранах, почти полностью обескровив агентурную сеть США в странах Восточного блока.

Сразу после ареста Эймса между Вашингтоном и Москвой, в то время налаживавшими партнерство спецслужб и находившимися в сложных, но дружественных отношениях, впервые вспыхнул скандал. Последовали взаимные высылки резидента СВР в Вашингтоне и резидента ЦРУ в Москве.

Писатель-историк и бывший сотрудник советской военной разведки Виктор Суворов в интервью «Голосу Америки» так оценил значение провала Олдрича Эймса: «Дело Эймса показало Америке ее уязвимость – человек, который находился на таком посту, и имел доступ к такой информации, как оказалось, может быть завербован разведкой другого государства, не вполне дружественного. Это было оплеухой Америке». Виктор Суворов говорит, что «после этого случая во многих странах Запада – в Канаде, Великобритании, например, – были пересмотрены стандарты доступа к секретной информации, правила проверки лиц, допущенных к государственным секретам такой важности. Все это было усилено».

Другой бывший советский разведчик, перешедший на сторону Запада, Олег Гордиевский, рассказал: «Значение Олдрича Эймса для КГБ и российской разведки было огромным – он был крупнейшим агентом этих служб в Соединенных Штатах. В те годы ценная информация приходила только из Восточного Берлина – из их источников в НАТО, и от Эймса. Все остальные дорогостоящие резидентуры в Европе и Америке практически ничего не поставляли. И его разоблачение было, конечно, большой потерей для КГБ и его наследников». По словам Олега Гордиевского, Олдрич Эймс «выдал всю технику и тактику американской разведки, передавая все это на компьютерных дисках в КГБ». «Но главное – он им передал данные на агентуру, и в результате его предательства как минимум 9 человек были расстреляны. Один только выжил, когда Горбачев сказал, что хватит уже их расстреливать. Это был ужасный удар, потому что вся агентура из русских, работавших на Америку, исчезла. Он давал такую же информацию и по соцстранам, и в результате там тоже погиб человек», – говорит Олег Гордиевский.

Гордиевский вспоминает, его работа на западную разведку в свое время была тоже обнаружена и раскрыта именно Олдричем Эймсом: «Эймс не был сотрудником очень высокого ранга, но знал очень много. Так получилось, что я тоже пал его жертвой – ему сказали в Агентстве национальной безопасности вычислить, кто это появился у англичан, поставляющий такую интересную информацию. Он сопоставил данные разных лет и пришел к выводу, что это я. И меня захватили, отвезли в Советский Союз, несколько недель я ждал расстрела, но я смог убежать, и это был первый побег такого рода через границу с 1934 года. Потом он на компьютерных дисках даже передавал мои лекции, которые я проводил в Америке».

Возможно, личное отношение к Эймсу говорит в Олеге Гордиевском, когда он дает следующую оценку личности экс-сотрудника ЦРУ, шпионившего для СССР и России: «Он, насколько я понимаю, был совершенно безыдейным человеком, довольно сильно пьющим. Еще Эймс был плохо управляемым – он путал места встречи, места передачи материалов через тайники, и главным для него было желание получить деньги. И ему передавали наличными большие суммы – по пятьдесят и сто тысяч долларов через тайники, а еще сообщили, что ему кладут деньги на счет в Швейцарии, что было, возможно, неправдой. Его, собственно, жадность к деньгам и погубила, потому что начали замечать, что он много тратит и позволяет себе покупки, которые не мог бы себе позволить госслужащий».

Насколько же сейчас, во втором десятилетии 21 века, при тотальном развитии коммуникационных технологий и возможностей дистанционного получения информации, актуален шпионаж, основанный на «человеческом факторе»? Насколько разведкам нужны «кроты»?

Отвечает Виктор Суворов: «Эймс в свое время подтвердил, что время шпионов еще не прошло. Когда 30-40 лет назад появились спутники-шпионы, то в газетах появились статьи о том, что со спутников видны даже генеральские звезды на погонах, и время людей в шпионаже уходит. Я в то время был слушателем учебного заведения, как раз этих людей готовившего, и задал вслух вопрос, так ли это. На это мне старые волки шпионажа ответили, что из космоса мы можем видеть только то, что происходит в данный момент, а люди, потребляющие нашу информацию, хотят знать, что произойдет через час, завтра, через полгода. Поэтому шпионы будут существовать, несмотря ни на какое развитие электроники. В настоящее время в Интернете можно найти 99,9 процентов всей информации, но именно вот эти доли процента, которые найти нельзя, и есть то, для чего нужны шпионы».

A>Данила Гальперович

Ваши комментарии