Вечные сюжеты
Быль и легенда о Фаусте
В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудеса, фигура доктора Фауста приобрела легендарные очертания и широкую популярность. Фауст — герой немецкой средневековой легенды, учёный, заключивший союз с дьяволом ради знаний, богатства и наслаждений...
Данные о жизни исторического, то есть настоящего, Фауста крайне скудны. Сохранились лишь некоторые данные: записи в немецких церковных книгах, строки из писем, заметки путешественников свидетельствуют, что в городе Книтлингене (графство Вюртемберг) в 1480 году родился, а в городе Штауфере (Брайсгау) в 1536 году умер некий доктор Фауст, который занимался магическими трюками, знахарством, составлял гороскопы.
Он вёл беспорядочный образ жизни, изгонялся из Нюрнберга и Ингольштадта и неожиданно, будто призрак, появлялся то тут, то там, восхищая или возмущая немецкую публику. В 1508 году Фауст получил место учителя в Крейцнахе, но должен был бежать оттуда из-за преследований своих сограждан. В качестве чернокнижника и астролога он разъезжал по Европе, выдавая себя за великого учёного.
Имя Иоганна Фауста, бакалавра теологии, числится в списках Гейдельбергского университета за 1509 год: иногда он упоминается как Фауст из Зиммерна, иногда — как выходец из городка Кундлинг, учившийся магии в Кракове, где в то время её преподавали открыто. Сохранились и развалины замка на краю Виттенберга, которые до сих пор называют домом Фауста. Говорили, что он объявил себя "философом из философов", пользовался покровительством мятежного имперского рыцаря Франца фон Зиккенгена и высокообразованного князя-епископа Бамбергского и что его всегда сопровождал пёс, под личиной которого скрывался дьявол". В 1539 году след его теряется...
Ещё при жизни вокруг этой странной личности стали роиться легенды, в которых наслоились старинные предания о магах, анекдоты о бродячих шарлатанах, мотивы средневековой литературы о демонах и церковной учёности. Народная молва с благодушием рассказывала о его проделках, например таких:
"Выехал Фауст, держась за бока
Из Ауэрбахского погребка
Сидя верхом на бочке с вином
И это видели все кругом.
Постигнул чёрную магию он
И чёртом за это был награждён".
Более сурово относилась к нему церковь. Из письма достопочтенного аббата Тритемия (1507 год): "Человек, о котором ты мне пишешь... имеющий дерзать называть себя главой некромантов, — бродяга, пустослов и мошенник... Так, он придумал себе подходящее, на его взгляд, звание: Магистр Георгий Сабелликус Фауст-младший, кладезь некромантии, астролог, преуспеваюпщй маг, хиромант, аэромант, пиромант и выдающийся гидромант... Рассказывали мне ещё священники, что... он хвастался таким знанием всех наук и такой памятью, что если бы все труды Платона и Аристотеля и вся их философия были начисто забыты, то он... по памяти полностью восстановил бы их и даже в более изящном виде, а явившись в Вюрцбург, он не менее самонадеянно говорил в большом собрании, что ничего достойного удивления в чудесах Христовых нет, что он сам берётся в любое время и сколько угодно раз совершить всё то, что совершил Спаситель".
Во второй трети XVI века "рассказы" о Фаусте были записаны, и в 1587 году франкфуртский книгоиздатель И. Шпис выпустил первую из серии "народных книг" на данную тему — "Историю о докторе Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике". Вот так образ "доктора" Иоганна Фауста и начал своё странствие по страницам мировой литературы. В 1603 Пьер Кайе публикует французский перевод народной книги о Фаусте. Фауст читает лекции о Гомере в Эрфуртском университете, по просьбе студентов вызывает тени героев классической древности. Несмотря на стремление автора осудить Фауста за его безбожие, гордыню и дерзания, образ Фауста все же овеян известным героизмом; в его лице находит свое отражение вся эпоха Ренессанса с присущей ей жаждой безграничного знания.
Народной книгой о Фаусте воспользовался английский драматург XVI в. Кристофер Марло, перу которого принадлежит первая драматическая обработка легенды. Наиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте.
Тема Фауста привлекала также художников и композиторов. Дань ей отдали Бетховен, Берлиоз, Гуно, Малер и наш современник Альфред Шнитке. Что-то, видно, есть в этой легенде привлекательное для человечества, смутно ощущающего свою связь с иррациональным.
A>Клара Карлова