Голос правды
«Арабская весна» и антисемитизм
Около восьми лет назад, когда в ближневосточном регионе началось так называемое демократическое движение, более известное как «арабская весна», многие комментаторы провозгласили его как «большой шаг вперёд», «поворотный пункт в современной мировой арабской истории» и как «четвёртая волна демократизации». Я помню те дни очень хорошо, потому что мои коллеги из министерства иностранных дел Ирана были очень взволнованы. Как и большинство иранцев, они поддержали свержение старых тиранов в арабском мире. Многие из моих коллег говорили — разумеется в частном порядке, — что Иран станет следующим в этом «эффекте домино», и весь ближневосточный регион двинется одним броском по пути к демократии.
Я не был столь оптимистичен. Я утверждал, что в отличие от оппозиции «Зелёного Движения» Ирана, — которое было восстанием при поддержке преимущественно светским средним классом и прозападными слоями общества, — основные оппозиционные силы на арабских улицах состояли из исламистов и даже салафитов из бедных кварталов, которые не были реальной силой для изменений к лучшему. Я утверждал, что обстоятельства не созрели для позитивной трансформации, и что быстрые и кровавые изменения только усугубят ситуацию путём привлечения антизападных экстремистских элементов во власть.
Мой скептицизм получил дополнительный импульс от прослушивания и чтения новостных заголовков, таких как: «После более чем 2000-летнего еврейского присутствия Египет закрывает последнюю синагогу» или «Нападения на коптские храмы продолжаются», «Египетские высшие должностные лица называют евреев «обезьянами», «Давид Герби, ливийско-итальянский еврей, вернувшийся на свою историческую родину, получает смертельные угрозы», «закрыта последняя синагога в Ираке, что является сигналом окончания там 2700-летнего еврейского присутствия».
Эти и другие подобные примеры были признаками того, что не только оставшиеся небольшие христианская и, особенно, еврейская общины вымирают в мусульманском мире, но и сокращается без того уже низкая терпимость по отношению к «другим». Это основная причина, почему я продолжаю считать, что арабские восстания не привели к каким-либо изменениям к лучшему.
Политика: «Во всём обвинять Израиль»
С началом революций «Арабской весны» как правители, так и оппозиция попытались изобразить положение дел в свете нелепой, но странно распространённой теории, что за всеми этими событиями стоят евреи, и они занимаются заговором против мусульман и арабов. Посредством фабрикации встречной антисемитской пропаганды и организации заговоров с целью указания пальцем на Израиль и евреев каждая сторона пыталась очернить другую, связывая её с Израилем. В Ливии повстанцы, с целью опорочить диктатора-антисемита, утверждали, что мать Муаммара Каддафи была еврейкой; иранские чиновники не стеснялись назвать сирийское восстание, в его ранней стадии, заговором, спланированным сионистами; а Башар аль-Асад повторил те же самые обвинения. И этот список можно продолжить.
Недальновидность удерживала лидеров и сторонников восстаний от использования всех существующих возможностей. Вместо того, чтобы иметь дело с корневыми причинами проблем, они избрали «единый диагноз, подходящий ко всем болезням», с одинаковым рецептом от всех бед: каждый раз, когда возникает путаница, дилемма или сложная ситуация, просто указывать пальцем на Израиль и евреев.
Такая специфическая стратегия широко использовалась во внутренней политике Ирана после исламской революции 1979 года: и в качестве поисков козла отпущения за свои внутренние проблемы, и в качестве рычага против политических противников. Например, после того как президент Ахмадинеджад проигнорировал верховного лидера Хаменеи, ультра-ортодоксальные группы навесили на него ярлык «скрытого еврея». Его наставник, Рахим Машаи, и сторонники Рахима были помечены присными Хаменеи как «Течение заблудших». Это произошло отчасти потому, что, несмотря на то, что Рахим Машаи отрёкся от своих слов и сурово критиковал политику Израиля, он однажды высказал мнение, что два народа, две страны — Иран и Израиль — должны быть друзьями.
Мой личный опыт
Обычно я писал на персидском языке, но пару месяцев назад я, чтобы внести свой вклад в израильскую прессу, решил написать на английском. К моему удивлению, мои близкие друзья пришли в ярость и сказали мне, что «публикация в еврейских СМИ является красной линией, и ты, таким образом, ставишь на карту кредит доверия и своё будущее». Я ответил им, что и впредь буду это делать, невзирая на гнев моих старых друзей и коллег.
К сожалению, наше общество так предвзято и несправедливо, когда дело доходит до Израиля и его политики, что даже многие сторонники реформ, продемократические группы в Иране и за его пределами сознательно дистанцируются от всего, что может дать повод обвинить их в связи с евреями. Тексты и разговоры о Бней-Исраэль (Сынах Израиля) и их прошлых страданиях по-прежнему являются табу, и никто не хочет слышать свободную от предубеждений информацию о евреях и их трагической истории, такую, как о принудительном исходе в двадцатом веке, массовой высылке и резне евреев на Ближнем Востоке.
Я твёрдо верю, что если мы собираемся создать здоровое, толерантное общество, которое уважает разные конфессии и проводит политику плюралистической демократии, мы должны признать, что евреи и еврейская община — это неотъемлемая часть наших собственных общин. Это утверждение сосуществования представляет сущность современной цивилизации. «Арабская весна» без религиозной терпимости, которая зиждется на сильных антисемитских настроениях, не смогла привести к подлинной демократии и свободе. Преуспевание и процветание возможно только в условиях мирного и демократического Ближнего Востока.
В качестве наиболее успешной демократии, обладающей сильной и диверсифицированной экономикой и динамичной многопартийной политической системой в регионе, поражённом тиранией, Израиль может быть образцом для подражания. Я искренне верю, что есть много других вещей, которым мы можем учиться друг у друга при условии, что мы оставим в стороне предубеждения и ненависть и с открытой душой примем новые идеи. Нам нужны изменения в менталитете, и, как мусульмане, мы должны наладить сильную сердечную связь с израильским народом и строить будущее нашего общего Ближнего Востока вместе с евреями и христианами.
Интеллектуалы, так же, как и светские и религиозные учёные мусульманского мира, должны понять, что без решения основного принципа — терпимости по отношению к «другим», начиная с Израиля, — они не смогут достичь подлинной демократии и мира. Мы должны искать внутри себя корни наших проблем. Вековые проблемы неравенства и дискриминации, насилия, неуважения к правам человека, женоненавистничества и поведения, лишающего женщин прав, равных с мужчинами, нетерпимости и расовой ненависти, сектантства, коррупции, фундаментализма и экстремизма глубоко укоренились в нашей социально-политической структуре. Наш регион столкнулся с этими проблемами задолго до создания еврейского государства в 1948 году, и они не имеют ничего общего с сегодняшним Израилем.
Мы должны быть самокритичными и пересмотреть наши ценности и способ мышления, который привёл нас к этому хаосу. Нам следует заняться этим, если мы хотим жить в лучшем будущем. Мы должны признать и приветствовать само существование еврейского государства и его народа, как долго бывшую в рассеянии, но коренную и древнюю региональную нацию. Большинство войн и столкновений на Ближнем Востоке и в Северной Африке происходили между самими арабскими и мусульманскими странами. Несмотря на бессмысленные замечания, сделанные определёнными экстремистскими мусульманскими и даже еврейскими священнослужителями, например, — «Нетурей Карта», исчезновение Государства Израиль не решит затянувшихся проблем в регионе. Существующая практика братоубийства и бесконечных столкновений между враждующими группами в арабских и мусульманских странах действует независимо от Государства Израиль и не имеет с ним ничего общего.
Некоторые меры, которые могли бы исцелить наши раны, как то: культурный релятивизм, уважение прав человека, учёт того факта, что евреи и христиане жили в этом регионе до мусульман, религиозная терпимость и уважение всех религий, включая авраамические (иудаизм, христианство и ислам) и неавраамический монотеизм (как Вера Бахаи, сикхизм и зороастризм), а также агностицизм и атеизм.
Государство Иран — спонсор антисемитизма
Бедствие антисемитизма имеет долгую и позорную историю, которую не следует принижать и ограничивать только нацистскими преступлениями. Например, даже слова «еврей» и «еврейский» до сих пор несут в себе оскорбительные и негативные коннотации в наших пословицах и повседневных разговорах. Самым отвратительным примером государственного антисемитизма является теократический Иран.
Любой, кто порочит евреев, отрицает Холокост и отвергает существование Израиля, может превратиться в героя в течение одной ночи. Тому примером отрицатели Холокоста и антисемиты, подобные Эдоардо Аньелли, сыну владельца автогиганта «Фиат», покойный французский мыслитель Роже Гароди (психически неуравновешенный отрицатель Холокоста, которого, как я сам видел несколько лет назад, встречали как героя в семинарии «Feyziye» иранской провинции Кум), и антиизраильские раввины, такие как Исроэль Довид Вайс и Мойше Арье Фридман, радушно встреченные в Иране только потому, что они ненавидят Израиль и отрицают его право на существование.
Как писатели, учёные, активисты борьбы за права человека и рядовые граждане ближневосточного региона, мы обязаны принести исторические извинения израильтянам за нападки, преследования и массовое изгнание со своих исконных земель. Это явление мы можем классифицировать как «малый Холокост», который привёл к уничтожению еврейских общин в большинстве арабских и мусульманских стран. Даже если мы ничего не можем сделать, чтобы исправить то, что случилось в прошлом, мы должны иметь мужество признать эти реальности, с надеждой на более светлое будущее, обогащенное мозаикой различных культур, религий и рас.
Ахмад Хашеми
бывший переводчик иранского МИДа. Он был участником протестов продемократического «Зелёного Движения» в 2009 году. В начале 2012 года его включили в список кандидатов на парламентские выборы в Иране. Однако вскоре Хашеми был исключён из списка Советом Стражей иранской конституции.
Перевод с английского Игоря Файвушовича