Знаменитые актеры
Польская графиня советского кино
Лицо Польши — так именуют графиню Тышкевич на родине, не просто лицо, а красивейшее из них. Неудивительно, что чаще всего Беата играла роли дворянок — кровь дает о себе знать. Аристократичная Беата была любима не только в Польше, но и в СССР. Ее роль в “Дворянском гнезде” Кончаловского принесла ей оглушительный успех.
Родилась Беата в семье графа и княжны Потоцкой, выросла не нуждаясь ни в чем. После Второй мировой ее отец переехал в Англию, мать с детьми поселились в Варшаве, где Беата прожила всю жизнь. В это время ей пришлось познать лишения, бедность, почти нищету. Жили они в маленькой комнатке без всяких мало-мальский удобств. Красивая Беата не думала стать актрисой, но ее не могли не заметить. Тышкевич всегда говорила, что не выбирала профессию, напротив, профессия выбрала ее. Беату пригласили в фильм “Месть”, а в 60-х ее имя уже гремело на всю Польшу и не только. В Союзе ее знали по некоторым картинам, но настоящая популярность пришла к Беате после роли в фильме “Дворянское гнездо”.
Андрон Кончаловский был знаком с Тышкевич с Московского кинофестиваля в 1961 году. Сергей Михалков пригласил польскую красавицу на свою знаменитую дачу и познакомил с сыновьями. Неудивительно, что между Беатой и Андроном вспыхнула страсть. Их роман был недолгим, но оставил о себе самые хорошие воспоминания у обоих. Кончаловский совершал безумные поступки ради любимой, дарил дорогие подарки. Тышкевич хранила его письма долгие годы, и постоянно сравнивала с ним других мужчин. К сожалению, сравнение было не в их пользу. Она признавалась: «После общения с ним трудно воспринимать других мужчин. Со всеми остальными скучно».
Андрон же в своей книге описал их роман, подтверждая, что влюбился просто до безумия. Они долгие годы переписывались, их отношения стали дружескими. «Мы познакомились году, наверное, в шестьдесят первом. Она приехала на фестиваль, я втюрился в нее до смерти. Она была для меня польской звездой – далекой, заманчивой, соблазнительной, недосягаемо красивой. Мы гуляли по летнему лесу. Взяли с собой плед, вышли на опушку.
Отчетливо, до мелочей помню эти мгновения. Вокруг березы, высокий-высокий хлеб. Мы легли на плед и вдруг почувствовали, что все очень серьезно. Целовались… Она уехала и стала писать мне письма. Обычно это были письма со съемок, на обратной стороне контрольных фотографий из тех картин. У нас началась прекрасная дружба. Замуж она вышла не за меня, а за Вайду. Как ни странно, я чувствовал, что Вайда меня к ней ревнует…»
Этот брак был недолгим и Беата приехала в Союз сниматься в “Дворянском гнезде”. Валерий Плотников, снимающий процесс съемки на фотопленку также был покорен красотой польской звезды. Андрон бесился от ревности и в конце концов накрутил себя до неадекватного состояния. По сценарию Беате нужно было плакать, но она никак не могла вызвать слезы и Кончаловский ударил ее по лицу. Беата хотела тут же уехать, но он на коленях умолил ее остаться и сыграть. Об этом Тышкевич позже рассказывала: «Мы остаемся вдвоем перед камерой, вокруг никого нет. И вдруг он как размахнется и как даст мне по лицу! С такой силой, что я думала, у меня голова с плеч соскочит. Во мне все закипело. Нет, это невозможно пережить! Я здесь не останусь! Самолетом, поездом, автостопом, пешком – чем угодно, только домой, в Варшаву! Бегу в халате через весь парк, Андрон меня догоняет, падает на колени: «Умоляю, сыграй! Вот сейчас сыграй… Плачь, плачь… Я тебе еще и лимон дам». Что тут скажешь? Циник. Но самый любимый». Этот инцидент не внес негатива в их отношения, они простили друг друга. Тышкевич всегда считала этот фильм одним из лучших, где она играла. А однажды на Рижском фестивале она со сцены сказала, что именно Кончаловский научил ее любить, плакать и смеяться. Весьма необычным методом.
В Польше Беата очень много снималась, в основном играла аристократических персонажей. Дело было не только в происхождении, актриса всегда держала себя по-королевски. Элегантность, изысканность были у нее в крови. В 70-х ее карьера пошла на спад, в основном она играла второстепенных персонажей, а в 80-е — совсем пропала с экранов СССР. В нулевых актрису пригласили на роль в фильм “В августе 44-го”, затем в “Линию Марты”.
После Вайды у актрисы было еще два замужества, но все они были непродолжительны. Беата с высоты своих лет считает, что любовь оказалась довольно трудным занятием больше похожим на болезнь. А вот две дочери — это настоящий успех, по мнению актрисы. Сейчас снимается она редко, в ней сложно узнать ту женственную красавицу, покоряющую мужские сердца. Но даже сейчас Тышкевич невероятно эффектна, ее осанке в 80 лет можно только позавидовать!
Lady.com