СТРАНИЦА МЕЛОМАНА
Инна Шифф
ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ
Что это за ночь, называемая Вальпургиевой?
У многих народов есть мифы, легенды о том, что в определённый день, вернее ночь, всякая нечистая сила вроде чертей, бесов, ведьм выходит из своих жилищ и устраивает шабаш, оргию. Вот, например, у Гоголя чертовщина, всякие мистические вещи совершаются в ночь перед Рождеством. В Западной Европе в языческие времена существовал аналогичный праздник чертовщины – День плодородия. В средние века христиане Европы продолжили языческую традицию и празднование «дьявольской» ночи отмечали 30 апреля (в ночь на 1 мая).
Вальпургиевой эту ночь впервые назвали немцы в честь святой Вальпургии, покровительницы моряков. Отзвуки тех же языческих верований в шабаш ведьм – это и американский праздник Хэллоуин, который празднуется зеркально по отношению к Вальпургиевой ночи, т.е. ровно через полгода, в ночь на 1-е ноября.
Ну, а если вы любители музыки, в частности оперной, «Вальпургиева ночь» для вас – это замечательное театральное действо, шабаш ведьм в опере французского композитора Шарля Гуно «Фауст».
Обратимся к автору музыки. При каких обстоятельствах была написана им эта сцена в опере «Фауст»?
Великий французский композитор XIX века Шарль Гуно родился в музыкальной семье, рано проявил способности к музыке. Его дальнейший жизненный путь был предопределён – Парижская консерватория. Через это замечательное учебное заведение (одно из лучших в Западной Европе того времени, а значит, и в мире) прошли многие музыкально одаренные французские дети. Иностранцев не брали, даже талантливых. Так, был отвергнут юный венгр Ференц Лист; по этой же причине несколько позже не был принят в это музыкальное святилище другой гений – 12-летний Антон Рубинштейн.
Шарль Гуно успешно оканчивает Парижскую консерваторию и получает Римскую стипендию, т. е. деньги, дающие возможность в течение 2-х лет жить, учиться и сочинять музыку в Италии, в Риме.
О, Италия, родина оперы! Под её голубым небом и солнцем более 300 дней в году поют все и поёт всё. Увы! Итальянская опера Гуно не понравилась, он увлёкся в Риме религией, для чего в Великом городе тоже было много возможностей. Гуно вообще имел характер неустойчивый, легко поддавался влияниям, и его жизнь нередко делала непредвиденные зигзаги. К счастью, позже он вернулся к музыке и занялся сочинением опер. Большого успеха эти его сочинения не имели. Ему было уже более 40, когда он решил писать оперу по трагедии великого Иоганна Вольфганга Гете «Фауст». Конечно, для либретто из Гёте была взята лишь одна лирическая линия – Фауст и Маргарита. На этот раз Гуно хотел обязательно добиться успеха – наконец-то, добиться успеха и славы. Итак, в 1859 году «Фауст» завершен. Однако главная оперная сцена Европы – Парижская Гранд Опера – не спешит принимать «Фауста» к постановке, очевидно, памятуя не слишком успешные предыдущие постановки этого автора.
А опера удалась, замечательная лирическая опера! Сколько в ней прекрасных запоминающихся мелодий! Ария Валентина, брата Маргариты: «О, всесильный Бог Любви, я за сестру тебя молю». Ария влюблённого в Маргариту юноши Зибеля: «Расскажите вы ей, цветы мои…». Мефистофельское «На земле весь род людской чтит один кумир священный… Сатана там правит бал!». И легкий, прелестный, как невинная Маргарита, вальс.
Только спустя 10 (!) лет Гранд Опера взяла «Фауста» к постановке. Тогда Гуно решает внести в оперу танцевальную сцену, которая наверняка понравится зрителям: ведь французы – «танцующая» нация. Так в 1969 году для постановки в Гранд Опера Гуно пишет музыку «Вальпургиевой ночи».
Несомненно, что сцена шабаша чертей и ведьм с замечательной музыкой Гуно украшает оперу и неизменно пользуется успехом у зрителей, независимо от хореографии, которая в разных театрах мира разная. В Большом театре в 1970-е годы, например, «Вальпургиева ночь» была поставлена с очаровательной Екатериной Максимовой в роли главной ведьмы.
Успех «Фауста» превзошел ожидания: оперу начали ставить по всему миру, а через 25 лет, т.е. в 1894 году было отмечено её 1000-е представление. Увы, Гуно умер незадолго до этого, но его имя уже при жизни вошло в список великих французских композиторов 19 века, а опера – в число лучших в мире. П.И. Чайковский писал о Гуно, что он «пишет не по теории, а по внушению чувства».
И сегодня, полтора столетия спустя после успеха в Париже, опера по-прежнему любима слушателями, и, когда меломан идёт «на ФАУСТА», он обязательно спросит, будет ли в спектакле сцена «Вальпургиевой ночи».
Филадельфия, 2017.