Philadelphia New Jersey Baltimore Washington, DC
Vital Connections.Inc
215-354-0844
Vc.inc@aol.com
1051 County Line Rd., Unit 112, Huntingdon Valley, PA 19006

Мнение

Новые надежды деспотических режимов

Чего ожидать от администрации Джо Байдена?

Внешнеполитические ориентиры американской администрации с высокой вероятностью позволяют прогнозировать ближайшее будущее международных отношений. Приход в Белый дом посланца Демократической партии Джозефа Байдена породил у разных людей разные надежды и ожидания. Некоторые из них очень показательны. Авторитарные режимы не скрывают оживших надежд на потепление отношений с Соединенными Штатами, надежд, подмороженных четырехлетними усилиями прежнего кабинета. Венесуэльский диктатор Николас Мадуро не только отпраздновал уход из Белого дома президента Трампа, но и заявил, что мандат Байдена может означать начало новых отношений между Америкой и Венесуэлой. «У нас прекрасные отношения с американским обществом: университетами, преподавателями, интеллигенцией, мыслителями, с профсоюзным движением США, с движением Black Lives Matter, с афро-американскими движениями, с движениями коренного населения», – говорил диктатор Мадуро в одном из своих выступлений.

Радостно затаили дыхание и в Гаване. «Диктатура празднует избрание Джо Байдена и почти неизбежное возвращение к наследию, которого она так отчаянно жаждет сегодня. Четыре года Дональда Трампа заставили их заметить разницу», – пишет в статье «Диктатура жаждет “наследия” Обамы» независимый кубинский журналист Javier Prada. Коммунистические власти определенно рассчитывают получить кое-какие бонусы от президента Байдена, считает живущий на Кубе известный диссидент и бывший политзаключенный René Gómez Manzano. «Последнее потепление отношений между Вашингтоном и Гаваной не затронуло наших борцов за свободу, – говорит кубинский диссидент. – Барак Обама любезно помиловал трех кастровских шпионов, но даже не заикнулся об освобождении в обмен кого-то из наших политзаключенных. Мы опасаемся, что Байден продолжит эту политику односторонних уступок».

Отношения с коммунистическим Китаем – еще одна головная боль Вашингтона. Жесткость прежней администрации, разумеется, должна быть смягчена всевозможными уступками, которые создадут впечатление внушительных побед в деле достижения мира во всем мире. В качестве предварительного поклона президент Байден запретил американским чиновникам ссылаться на страну происхождения COVID-19, когда они говорят о пандемии. К чему огорчать китайских партнеров?

Китайские коммунисты не столь деликатны и больше привержены воинственной риторике и военным успехам. Вероятно, почувствовав свободу маневра, они предупредили Тайвань, что считают его своей суверенной территорией. На прошлой неделе самолеты китайских ВВС неоднократно приближались к острову. Практически одновременно с этим на Всемирном экономическом форуме в Давосе лидер Китая Си Цзиньпин предупредил президента Байдена об угрозе «холодной войны», если тот будет продолжать протекционистскую политику своего предшественника Дональда Трампа.

Москва также не оставила без внимания вернувшуюся в большую политику возможность поиграть с демократиями на равных. После телефонного разговора с президентом Байденом 26 января Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о продлении на пять лет Договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ-3) между США и Россией. Этот договор не был продлен администрацией Трампа как предоставляющий России неоправданные преимущества. Теперь Кремль опять при деле и снова готов петь старые песни о главном. Разумеется, все это будет сопровождаться обоюдоострой риторикой о правах человека. Байден будет указывать Путину на приговор Навальному, Путин будет отвечать в стиле «сам дурак» и у вас полиция чернокожих убивает, но это все внешние атрибуты противостояния.

За ними видится корпоративное сочувствие и понимающее подмигивание – приходится отдавать дань ожиданиям электората. Джозеф Байден – большой мастер по этой части, он проявил себя в этом амплуа еще в 1979 году во время визита делегации Конгресса в СССР.

4 февраля нынешнего года Байден впервые выступил с программной речью в Госдепартаменте. Он заявил, что политика Вашингтона в отношении России теперь не будет покладистой, как во времена администрации Трампа, поэтому Америка больше не будет колебаться, чтобы увеличить цену за агрессивные действия РФ. Но это красивые слова, не более того. Накануне этого выступления Москва и Вашингтон обменялись нотами о продлении договора СНВ-3. Довольно тихо, без ненужной рекламы и громких заявлений.

Безусловно, надо видеть разницу между словами политиков и их делами. Часто они не совпадают или даже противоречат друг другу. Тем больше оснований обращать пристальное внимание на то, что происходит в других странах, даже если это, на первый взгляд, их внутренние дела.

В современном мире все настолько взаимосвязано, что так называемые внутренние дела становятся все менее внутренними, все более общими. Укоренившийся в международных отношениях за последние столетия принцип невмешательства во внутренние дела других стран постепенно теряет актуальность. Все меньше остается в любой стране серьезных событий, которые не были бы важны для других государств. А если это государство большое, сильное и успешное, то даже незначительные изменения в его политике могут повлиять на жизнь сотен миллионов людей по всему миру. Именно поэтому так силен интерес ко всему, что происходит в США. Хотим мы этого или нет, но от этой самой сильной демократии зависит очень многое. Любители «многополярного мира» могут скрежетать зубами, проповедники антиамериканизма могут исходить желчью, но с реальностью придется считаться.

Александр Подрабинек

Ваши комментарии